Фиксированный ШПД: переход к зрелости

19.02.2015

Аналитики рынка уверены, что именно сейчас, в 2015 году, российский рынок широкополосного фиксированного доступа в Интернет переходит в стадию зрелости, основными характерными чертами которого являются высокий уровень проникновения и насыщение спроса. В среднесрочной перспективе ожидается стагнация ARPU, а также усиление конкуренции среди игроков рынка, которые будут вынуждены выводить на рынок пакетные предложения и все больше внимания уделять качеству сервиса и самих услуг

Стадия активного роста российского рынка фиксированного ШПД наблюдалась с 2007 года, когда проникновение увеличивалось высокими темпами. Сейчас, по завершении 2014 года, по мнению аналитиков рынок ШПД сделал шаг в новый этап – к стадии зрелости. Проникновение ШПД, по данным J’son & Partners Consulting, на конец 2014 года достигло 53,6%.

 

Количество домохозяйств, подключенных к фиксированном широкополосному доступу в Интернет в 2014 году, по предварительным подсчетам аналитиков, составило 29,7 млн, при этом рост этого показателя за год составил 5 %. Объем российского рынка ШПД в сегменте частных пользователей в 2014 году вырос на 4% и составил почти 110 млрд рублей.

В связи с тем, что рынок ШПД перешел на стадию зрелости, роста высокими темпами в дальнейшем ждать не стоит. Однако и стагнации также не должно быть. Драйверами роста должны стать экстенсивное увеличение географического охвата и развитие сетей передачи данных. Также оказать положительное влияние на рост проникновения должно и увеличение количества устройств, подключенных к Интернету, а, следовательно, требующих расширения полосы для каждого домохозяйства. Сами операторы будут активно продвигать комплексные тарифные планы, более привлекательные для абонентов, а также осваивать малые населенные пункты, что, впрочем, больше актуально для провайдеров спутникового Интернета.

Что касается комплексных тарифов, то они уже сейчас становятся все более популярными. Большинство операторов работают на смежных рынках и готовы предоставлять клиентам комплексные предложения. При этом абонент получает некоторую экономию на покупке нескольких услуг одновременно, а оператор повышает доход от одного клиента. Аналитики уверены, что в ближайшем будущем акцент пойдет на развитии услуг типа triple play и quadro play (Интернет, ТВ, телефония и сотовая связь) и предоставлении единого счета за все услуги, который будет охватывать несколько устройств.   

При этом ждать роста ARPU не стоит: абоненты не хотят платить больше, а уровень конкуренции на рынке таков, что операторы предлагают более высокие скорости за те же деньги, что, разумеется, не стимулирует рост ARPU. Gо мнению аналитиков, в ближайшее время ARPU составит 310 рублей в месяц и останется на этом же уровне надолго – как минимум на 2016 год.

В результате для операторов главным вопросом станет поддержание лояльности клиентов и повышение качества услуг. По прогнозам J'son & Partners Consulting, в ближайшие 2 года рост абонентов фиксированного ШПД составит 2-3 % в год. Таким образом, к 2016 году число абонентов составит 31,4 млн, объем рынка будет увеличиваться такими же темпами – на 2-3 % за счет увеличения абонентов при стабильном ARPU.

Топ-5 операторов проводного ШПД занимает в общей сложности около двух третей рынка: 66,2 % по количеству абонентов и 69,0 % по доходам от услуг ШПД.  На первом месте по всем показателям остается «Ростелеком»: по итогам 2014 года на его долю приходится 35,1% по абонентам и 38,7% доходам. При это оператору удалось увеличить свою долю по обоим показателям: 0,4 и 1,3 процентных пункта соответственно.

На втором месте – «Эр-Телеком». Правда, по количеству абонентов доля этого оператора не изменилась, хотя абонентская база и выросла на 130 тыс. за год. А доля по доходам выросла на 1,3 процентный пункт и составила 10,6 %. Также в топ-3 входит «ВымпелКом» с 8,5 % рынка по абонентам и 8,8 % по доходам. При этом доля «ВымпелКома» за год уменьшилась, правда объясняется это не оттоком абонентов, а прекращением предоставления услуг в ряде регионов.  

 

«Несмотря на стабилизацию количественных показателей рынка, качественные изменения продолжаются. Рост числа устройств и их разнообразие, облачные сервисы требует все большей пропускной способности каналов доступа. При этом тарифные планы начинают включать все больше услуг и сервисов, давая в сумме снижение их стоимости, - комментируют в J'son & Partners Consulting. - Не исключается и начало конкуренции проводного ШПД с мобильной связью четвертого поколения (LTE) и спутниковой связью в малых городах и удаленных районах. В таких районах тарифы спутникового двухстороннего Интернета уже приближаются к тарифам проводного ШПД. Например, в Камчатском крае они уже находятся на одном уровне по абонентской плате и скорости доступа».


. @Mail.ru