Ключевой тенденцией развития современного информационного общества является последовательное возрастание роли Интернета.

Эволюционное воздействие Интернета на общество касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. Интернет быстро становится жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Он также дает возможность всем частным лицам, компаниям и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы. Интернет влияет на все сферы жизнедеятельности общества: политическую, экономическую, социальную и духовную.

На международном уровне сложилось широкое понимание Интернета, заключающееся в его толковании как нового вида общественных отношений, охватывающих практически все вопросы жизнедеятельности общества.

С правовой точки зрения Интернет является комплексным объектом управления, включающим в себя множество аспектов: оказание услуг, торговля, финансовые платежи, налогообложение, распространение объектов интеллектуальной собственности и защита прав на них, защита персональных данных, киберпреступность и др.

Комплексность управления Интернетом не означает наличия отдельной специфичной отрасли права, а напротив, предполагает модернизацию существующих областей законодательства в направлении учета особенностей Интернета.

Функционирование Интернета осуществляется на базе технологической инфраструктуры, включающей в себя телекоммуникационную и информационную составляющие, объединенные системой адресации и наименований.

Телекоммуникационная составляющая Интернета представляет собой сети связи, построенные на базе технологии коммутации пакетов по протоколу IP.

Информационная составляющая Интернета представляет собой центры обработки данных и отдельные серверы.

Система адресации и наименований Интернета представляет собой организационно-техническую инфраструктуру, обеспечивающую выделение, назначение и распределение адресов и наименований, а также ведение баз данных, обеспечивающих соответствие между ними.

При этом адреса и наименования часто называют критическим ресурсом Интернета, а под системой управления критическими ресурсами Интернета понимают систему распределения адресации и наименований. При этом следует отметить, что данная система является всего лишь частью критических ресурсов, влияющих на устойчивое функционирование сети Интернет (к таким ресурсам относятся региональные операторские системы DNS, операторские системы управления маршрутизацией, точки обмена трафиком).

В мире общими вопросами управления Интернетом занимаются различные международные и региональные правительственные организации, международные неправительственные организации, международные правительственные форумы и прочие объединения.

Регулированием вопросов, связанных с Интернетом на национальном уровне, занимаются различные органы государственной власти согласно своей подведомственности. Традиционно за телекоммуникационными национальными регулирующими органами закреплены инфраструктурные (построение, развитие сетей связи), а также специальные вопросы: СОРМ, шифрование, FRAUD, вызов экстренных служб и прочие.

С точки зрения политики использования Интернета система межгосударственного управления использованием глобальной информационной среды находится в стадии активного формирования. Исключительная важность этой тематики сегодня осознана как на правительственном уровне ведущими странами, так и на уровне самых различных международных организаций.

Основной задачей ФГУП ЦНИИС в данной области является разработка предложений по формированию государственной политики в сфере международной системы управления Интернетом с учетом интересов Российской Федерации, направленной на:

  • защиту и продвижение интересов отечественных игроков при выходе на зарубежные рынки;
  • защиту интересов операторов связи на внутреннем российском рынке;
  • обеспечение целостности, устойчивости и безопасности российских сетей связи, построенных на базе технологии коммутации пакетов IP, с учетом развития Интернета.

Среди вышеперечисленных направлений, особенно важным представляется обеспечение целостности, устойчивости и безопасности российских сетей связи, построенных на базе технологии коммутации пакетов IP. Именно данному направлению ФГУП ЦНИИС планирует посвятить дальнейшие работы по тематике управления Интернетом.

Ожидается, что в ближайшем будущем общей тенденцией развития Интернета будет являться стирание границ между инфраструктурой Интернета и телекоммуникационной инфраструктурой. Их объединение в единую инфраструктуру приводит к необходимости рассмотрения задач обеспечения целостности и устойчивости, безопасности не только в рамках телекоммуникационной составляющей, но и всей инфраструктуры Интернета в целом.

В этой связи основным направлением деятельности в данной области должно являться изучение влияние Интернета на экономическую и информационную безопасность, целостность национальной инфраструктуры Интернета, рыночную среду, частную жизнь граждан и др. Целью данных исследований будет являться определение возможных механизмов защиты национальной инфраструктуры Интернета.

Программа работ на 2013 год предусматривает:

  • Анализ состояния вопросов обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования сети Интернет в международных организациях по стандартизации, форумах и иных общепризнанных организаций в области развития сети Интернет (ITU, IETF, IGF, G8, G20, UN и другие);
  • Анализ международных инициатив в области обеспечения безопасности функционирования Интернета и обмена «лучшими практиками» (IMPACT, CIRT/CERT, национальные центры информационной безопасности) ;
  • Анализ существующих национальных законодательных инициатив в области вопросов, касающихся обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования национального сегмента сети Интернет;
  • Анализ деятельности федеральных органов исполнительной власти и их подведомственных учреждений в области безопасности национального сегмента сети Интернет;
  • Анализ деятельности национальных организаций в части безопасности национального сегмента сети Интернет;
  • Формирования целей и задач обеспечения безопасности национального сегмента сети Интернет;
  • Разработка перечня первоочередных мероприятий, направленных на повышение целостности, устойчивости и безопасности функционирования российского национального сегмента сети Интернет;
  • Работа в международных организациях и форумах, занимающихся проблемами управления Интернетом для продвижения идеи интернационализации ресурсов адресации и наименований Интернета.

. @Mail.ru